В гимназии №2 имени Баки Урманче состоялось заседание комиссии по реализации законодательства о языках Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе под председательством заместителя мэра города Марины Камелиной. В нем приняли участие руководители местных национальных общин под руководством директора Дома Дружбы народов Васила Хафизова.
На заседании был рассмотрен ряд вопросов. О сохранении и укреплении этнокультурного и языкового многообразия, духовно-нравственных ценностей среди детей и молодежи доложил начальник Управления образования НМР Айдар Гарифуллин.
«В образовательных учреждениях Нижнекамского муниципального района обучаются 44,6% детей татар, 40% – русских, 1,2% – чувашей, 0,5% – башкир и других национальностей, 15% детей от смешанных браков. В Нижнекамском районе функционируют 8 национальных школ, из которых 7 с обучением и воспитанием на родном татарском языке и одна гимназия с изучением чувашского языка. Родному языку обучают 211 педагогов», – сказал Айдар Гарифуллин.
Сегодня школы ведут активное сотрудничество с национальными объединениями, расположенными в Доме дружбы народов.
«На сегодня 15 объединений закреплены за школами. В рамках сотрудничества разработаны дорожные карты, проводятся совместные мероприятия. Например, гимназия №32 активно сотрудничает с русским обществом. На базе учебного заведения открыт музей «История русской культуры». Экскурсии регулярно посещают не только учащиеся гимназии, но и других школ города», – добавил Айдар Гарифуллин.
Центрами развития татарского языка являются гимназии №1 и №2, а также школы в Каенлах, Верхних Челнах и Нижней Уратьме.
«Чуваши являются третьим по численности народом в Нижнекамском муниципальном районе. Активное сотрудничество с чувашским обществом ведет гимназия-интернат №34. Учащиеся активно принимают участие в мероприятиях общества. К примеру, только за последние 3 учебных года было проведено более 150 мероприятий», – отметил Айдар Гарифуллин.
По вопросу о сохранении и укреплении этнокультурного и языкового многообразия, духовно-нравственных ценностей среди детей дошкольного возраста выступила заведующая детским садом №83 Резида Газизова: «В системе дошкольного образования НМР 97 дошкольных образовательных учреждений. Из них 73 – в городе, 24 – в сельских поселениях, их посещают 15 806 воспитанников. Русских – 6878 детей, татар – 6863, чувашей – 152, таджиков – 118, башкир – 61, узбеков – 42, азербайджанцев – 38, другой национальности – 110».
Резида Газизова отметила, что в 23-х дошкольных учреждениях процесс воспитания и обучения ведется на татарском языке. Помимо этого, в 101 группе ведется обучение и воспитание на татарском языке, а в детском саду №75 – на чувашском.
«Проанализировав ситуацию в нашем детском саду, мы пришли к выводу, что необходимо охватить не только детей, но и педагогов, семьи и всю работу проводить во взаимосвязи не только с учреждениями и организациями Нижнекамска, но и Республики Татарстан», – отметила в своем выступлении Резида Газизова.
О сохранении и укреплении этнокультурного и языкового многообразия, духовно-нравственных ценностей среди обучающихся педагогического колледжа рассказала заместитель директора по научно-методической работе Люция Галяутдинова.
Она отметила, что в Нижнекамском педагогическом колледже обучаются в основном русские и татары, третье место занимает чуваши, а также единой дружной семьей проживают представители других национальностей.
«Мы планируем открыть группу по специальности «Дошкольное образование» в соответствии с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста в полилингвальной образовательной среде». В педагогическом колледже удалось сохранить часы изучения родного языка и литературы в учебном плане. Уже более 30 лет учебные планы по всем специальностям колледжа включают в себя дисциплину «История и культура народов Республики Татарстан», – добавила Люция Галяутдинова.
Официальный сайт НМР